Взыскателям придется предупреждать граждан, что разговор с ними ведет искусственный интеллект, следует из поправок от Минюста. Власти договорились о пересмотре правил сбора долгов не только для коллекторов, но и для банков и МФО Коллекторские компании, банки и микрофинансовые организации (МФО) с 1 января 2024 года при обзвоне должников будут обязаны предупреждать граждан о том, кто ведет с ними разговор — робот или живой сотрудник. Такой пункт содержится в проекте поправок в закон «О взыскании» (
Рассмотрение поправок на заседании комиссии можно считать одним из последних этапов будущей реформы в сфере взыскания долгов физических лиц: обсуждение новых правил в этой сфере началось осенью 2019 года, Минюст дважды выносил законопроект на общественное обсуждение (последний раз — в июне 2020 года), но концептуальное согласие профильных ведомств достигнуто только сейчас.
Представитель Минюста подтвердил, что поправки одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности. В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и Банке России не ответили на запросы РБК.
Как будут регулировать роботов-коллекторов
Хотя взыскатели применяют искусственный интеллект в работе с должниками уже несколько лет, в законе это никак не регламентируется. Поправки вводят новое понятие — «автоматизированный интеллектуальный агент». Это программное обеспечение для отправки голосовых сообщений, а также программы с «генерацией и распознаванием речи», которые способны поддерживать определенные сценарии разговора. Таким образом, под регулирование подпадут как обычные автоинформаторы, так и роботы, способные распознавать речь человека и выдавать подходящие ответы.
Как следует из проекта, звонки от
Статьи
Кроме того, кредиторы и коллекторы будут обязаны в начале каждого разговора предупреждать должника, что с ним общается робот, и сообщать наименование или номер «интеллектуального агента». Участники рынка ранее выступали за то, чтобы не раскрывать эту информацию, опасаясь снижения эффективности взыскания.
Звонки от
Какие еще изменения планируются
Действующий с 2017 года закон «О взыскании» касается организаций, для которых сбор долгов — основной вид деятельности, то есть коллекторских агентств. Основная цель поправок — распространение существующих требований на банки и МФО.
Коллекторы и банки заявили о массовых отказах приставов взыскивать долги.
Согласно документу, кредитные и микрофинансовые организации тоже попадут под надзор ФССП. До 1 марта 2023 года они должны будут уведомить судебных приставов о желании продолжать заниматься взысканием задолженности физлиц, пройти проверку на соответствие техническим требованиям (обязательная аудио- и текстовая запись разговоров с должниками) и войти в отдельный перечень взыскателей. Коллекторы останутся в том же реестре ФССП, что и сейчас, но будут считаться «профессиональными коллекторскими организациями». Этот уточняющий признак им придется добавить в названия компаний.
Таким образом, число поднадзорных приставам взыскателей может увеличиться с 400 до 2,2 тыс., говорится в пояснительной записке к проекту. ФССП также получит право устанавливать для коллекторов, банков и МФО ограничения на отдельные виды взаимодействия с должниками сроком до 60 дней.
Концептуально поправки поддерживаются рынком — контроль над одним и тем же видом деятельности не должен быть разным для коллекторов, банков и МФО, говорит Мехтиев.
Поправки в целом расширяют возможности обмена информацией между взыскателями и должниками.
Клиент сможет отказаться от взаимодействия с коллектором, направив письмо на электронную почту организации. Сейчас это можно сделать заказным письмом, через нотариуса или вручив заявление под расписку.
Согласие от должника и третьих лиц на контакты при сборе задолженности можно будет получать дистанционно — с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или электронной подписи через «Госуслуги».
Взыскатели могут направлять уведомления должнику через портал «Госуслуги», но не более двух сообщений в месяц.
Взыскателям разрешили говорить клиентам о последствиях невозврата долга, которые предусмотрены гражданским законодательством. Но вводить их в заблуждение о передаче дела в суд
Коллекторы, банки и МФО будут обязаны прервать все непосредственные контакты с должником, если ему одобрены кредитные каникулы.
Поправки существенно сокращают срок, в течение которого кредиторы должны сообщать клиентам о передаче или продаже долга, — с текущих 30 до пяти рабочих дней.
У физлиц останется право поручать взаимодействие со взыскателем
«Взаимодействие со взыскателем через адвоката — это достаточно интересная новая гарантия для должников. Так, адвокаты могут помочь в заключении возможного соглашения со взыскателями. Помимо этого, бывали случаи, когда должник случайно признавал долг в переписке со взыскателем. Признание долга по гражданскому законодательству влечет за собой начало течения срока исковой давности заново», — рассуждает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. Таким образом, пользуясь услугами адвоката, должник не сможет усугубить себе же ситуацию.
В целом в России до сих пор существуют мелкие кредитные организации, использующие незаконные методы взыскания долга, и изменение закона может помочь решить эти проблемы, заключает юрист. Кредиторы, выведенные
Источник: https://alrf.ru/news/robotov-kollektorov-zapretyat-vydavat-za-cheloveka-pri-obzvone-dolzhnikov-/