Новый закон расширил полномочия прокуратуры в судебных процессах: появляется больше ситуаций, когда прокуроры вправе подать иск в суд или войти в уже рассматриваемое дело.
Как отметил член Ассоциации юристов России Никита Филиппов, помимо прочего закон наделяет прокуратуру правой защищать в арбитражном процессе жилищные права граждан при банкротстве.
«Данную новеллу следует признать положительной», — подчеркнул он. Поправки в ГПК и АПК, о которых идет речь, вступают в силу 18 октября.
Один из дискуссионных и острых вопросов является изъятие у должников единственного жилья — когда и на каких условиях такое возможно. С одной стороны, закон категорически запрещает изъятие единственного жилья. Нельзя выбрасывать человека на улицу. С другой, закон теоретически допускает продажу роскошного жилья должника. Но что именно считать роскошным, когда иммунитет на арест единственного дома перестает действовать, устойчивого понимания у юристов нет. С мест приходят сигналы, что арбитражные суды начали выносить тревожные решения, касающиеся жилья банкротов. Потому подключение прокуратуры к таким делам будет весьма кстати.
«Новый закон не просто расширяет категории дел, по которым прокурор участвует в гражданском или арбитражном процессе, — говорит Никита Филиппов. — Например, прокурор вправе инициировать процесс и вправе вступить в дело практически по любому налоговому спору на любой стадии, независимо от того, является ли Российская Федерация или субъект Российской Федерации лицом, участвующим в деле,
По его словам, безусловно можно сегодня сказать одно: государство постепенно расширяет полномочия прокурора в судебном процессе.
«В законе указано, что прокурор вправе вступить в дело на любой стадии процесса, а следовательно, в рамках надзора прокурор вправе ознакомиться с материалами любого дела и в случае необходимости подать представление», — говорит член АЮР.
Как уточняет доктор юридических наук, советник Бюро адвокатов
«Первая форма — в рамках которой прокурор наделен правом обратиться с иском в суд в защиту чужих интересов, — говорит он. — Прокурор вправе реализовать свои полномочия инициатора процесса только в случаях, указанных в законе и в таких случаях он является процессуальным истцом со всеми правами и обязанностями истца, кроме обязанности по уплате судебных расходов».
Как рассказывает Юрий Свирин, вступление прокурора в судебный процесс путем подачи им искового заявления является в настоящее время основной формой его участия в рассмотрении и разрешении гражданского дела по существу. Ограничивая условия вступления прокурора в судебный процесс, закон в то же время не связывает инициативу прокурора, его самостоятельность в решении вопроса о том, есть ли необходимость обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку это есть право прокурора, а не его обязанность.
«Позитивное право России предусматривает и вторую форму участия прокурора в гражданском или арбитражном процессе, а именно, вступление прокурора в процесс, уже начатый по инициативе других лиц, — продолжает правовед. — Однако здесь имеются расхождения между гражданским и арбитражным процессами».
Также он обращает внимание, что до сих пор прокуроры обращались в суды в основном с целью защиты интересов РФ или субъектов РФ: как правило дела о сносе самовольной постройки или в рамках законодательства о заключении госконтрактов.
«В защиту субъектов предпринимательских отношений или отдельных граждан исков прокуроров не было, — подчеркивает Юрий Свирин. — Таким образом, прокурор всегда был „оком государевым“, защищая интересу публичных образований».
Согласно новым нормам, поясняет правовед, прокурор вправе оспорить любую сделку между самостоятельными субъектами предпринимательских отношений прокурор вправе оспорить, если ему покажется что сумма контракта занижена, в силу чего бюджет не дополучил налоги.
«Оправдан ли столь широкий перечень дел, в которых участвует прокурор, покажет практика и время», — говорит доктор юридических наук.